Горячая линия Продажа имущества Мероприятия

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственный комитет Псковской области по
экономическому развитию и инвестиционной политике

+7(8112) 29-97-29    

economic@obladmin.pskov.ru

Автономная некоммерческая организация "Фонд гарантий и развития
предпринимательства Псковской области"
(Микрокредитная компания)

+7(8112) 62-25-38     +7(8112) 66-47-78

office@mppskov.ru

Новости

Вниманию предпринимателей: информация об изменениях законодательства о контроле за предпринимательской деятельностью
29 Сентября 2017

Реформа контрольно-надзорной деятельности - одна из наиболее важных современных российских реформ. Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по осуществлению государственного (муниципального) контроля и надзора, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ). В рамках запланированных преобразований с 1 января 2017 г. вступили в силу ряд изменений в Федеральный закон № 294-ФЗ, которые коснулись основных понятий, порядка и оснований проведения проверок, а именно:

1. Изменилось определение понятия государственного контроля (надзора). Законодатель включил в него деятельность по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

 В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

2. В соответствии со ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ определены основные понятия мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

К такого рода мероприятиям отнесены, в том числе:

плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;

административные обследования объектов земельных отношений;

исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление, с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

3. В соответствии с частями 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ введены положения об использовании органами государственного контроля (надзора) при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Общие требования к содержанию проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177.

4. Вступили в силу и положения ч. 8 ст. 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований. В соответствии с указанной нормой, Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), указанных в ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю, индикаторов риска нарушения обязательных требований. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет».

5. В соответствии с ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ уточнены способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки.

Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

6. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, которые не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки, если последние не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также если такие обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В частности, установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ определена процедура предварительной проверки поступивших обращений.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки:

принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;

проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);

при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

7. В частях 3.4, 3.5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ урегулирован порядок действий органа государственного контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения.

Орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

8. В ч. 10 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ введена норма по запрету на истребование от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

9. В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки, положения, предусматривающие составление акта о невозможности проведения проверки.

Так, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:

отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;

фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.

Орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

10. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ установлены требования к содержанию и форме распоряжения (приказа) о проведении проверки.

11. В ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

При этом орган государственного контроля (надзора) после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

12. Федеральный закон № 294-ФЗ дополнен еще одной разновидностью внеплановой проверки - контрольная закупка (ст. 16.1). Ее не следует путать с проверочной закупкой, проводимой в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Контрольная закупка проводится по основаниям, аналогичным для проведения внеплановой проверки, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Контрольная закупка осуществляется без участия хозяйствующего субъекта, но с обязательным привлечением свидетелей либо фото- и видеофиксацией нарушений. Проведение контрольной закупки подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры. Ее результаты сообщаются юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю только в случае выявления нарушений посредством вручения копии акта проверки. Законодателем, однако, не обозначено, имеет ли право контролирующий и надзирающий орган выдать предписание по результатам контрольной закупки либо принять какие-либо иные меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Однако, исходя из положений ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ, вывод о том, что такие меры могут быть приняты, логически следует.

Подытоживая сказанное, сформулируем следующий вывод: достижение баланса частных и публичных интересов при осуществлении экономической деятельности соответствует потребностям предпринимателей и общества, поскольку предполагает обеспечение как эффективности хозяйственного оборота, так и экономической безопасности общества. Система государственного (муниципального) контроля способствует установлению данного баланса и становится более демократичной, опираясь на презумпцию ответственности бизнеса перед обществом.

 

Наши партнеры: